Выступая на пленарном заседании, мажилисмен Розакул Халмурадов сообщил, что «предлагается Уголовный Кодекс РК (дополнить. — Прим. агентства) новой статьей 317-1». «В этой статье предусматривается, что препятствование законной деятельности первого президента РК — лидера нации, а также порча изображения первого президента — лидера нации, публичное оскорбление, посягательство на честь и достоинство, искажение фактов его биографии не допускается, и такие деяния преследуются по закону», — пояснил он.
Кроме того, сообщил он, «рассмотрен вопрос о создании музея и бюста первого президента — лидера нации в столице нашей страны».
В свою очередь депутат мажилиса Рахмет Мукашев отметил, что «наряду с установленной уголовной ответственностью за деяния, предусмотренные статьей 317-1 Уголовного Кодекса РК, рабочей группой предложено установить уголовную ответственность за посягательство на жизнь первого президента — лидера нации и за нарушение гарантий его неприкосновенности. При этом, учитывая высокую политическую значимость лидера нации для государства и общества… посягательство на жизнь лидера нации отнесено к категории террористических преступлений», — сказал мажилисмен.
Напомним, что 5 мая депутаты мажилиса предложили закрепить законодательно статус президента РК как лидера нации.
«Полагаем необходимым на уровне конституционного закона закрепить статус первого президента РК — лидера нации», — сказал депутат мажилиса Амзебек Жолшибеков.
Как пояснил депутат мажилиса Р. Халмурадов, «несколько депутатов мажилиса подготовили два законопроекта: проект конституционного закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы РК по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента РК — лидера нации” и проект закона РК "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента РК — лидера нации”.
"В силу особой исторической миссии первого президента — лидера нации необходимо четко регламентировать его конституционные полномочия, а также предусмотреть гарантии его деятельности. Законопроект предусматривает необходимость согласования с первым президентом, лидером нации, разрабатываемых инициатив по основным направлениям внешней и внутренней политики государства. Кроме того, с целью более четкой регламентации статуса неприкосновенности первого президента, лидера нации, предлагается определить, что он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента РК — лидера нации, а после их прекращения — связанные с осуществлением своего статуса первого президента РК — лидера нации. Предлагаем распространить гарантии неприкосновенности имущества первого президента и совместно проживающих с ним членов его семьи. Предлагаем внести поправки в конституционный закон о выборах в РК и о президенте РК в целях приведения их в соответствие с поправками в конституционный закон о президенте РК”, — проинформировал А. Жолшибеков.
"Таким образом, присвоение статуса первого президента РК — лидера нации позволит обеспечить гарантию незыблемости особого казахстанского пути развития”, — подчеркнул мажилисмен.
Кроме того, он отметил, что "для реализации положений предлагаемого законопроекта вносятся поправки в Уголовный кодекс, законы „О службе охраны президента РК", „О госнаградах РК", „О государственной премии мира и прогресса первого президента РК", „Об Ассамблее народа Казахстана".